8. Ночной рейс по Клязьме.

В книге "Владимирские проселки" В.А. Солоухин преодолевает свой путь пешком, на телеге, на почтовом грузовике, а также на ночном рейсе парохода Робеспьер из Мстёры в Вязники. Сейчас Клязьминское судоходство ушло в прошлое, но я все-таки постаралась максимально приблизиться к ощущениям автора и в этом мне помогли Сергей и его супруга Ксения. Сергей любезно предложил свой самодельный плот. Я бы назвала его целым домом на воде, где можно поставить палатку, переночевать, приготовить еду на горелке и получать при этом настоящее удовольствие.

  

Ничто нас не остановило совершить рейс так же ночью, как и в путевом дневнике автора. Затея требовала от нас четко продуманную логистику, пунктуальность и самодисциплину. Всё прошло просто идеально, и за это огромное спасибо Сергею. Сергей - профессиональный походник, выживальщик и мой единомышленник в реализации подобных  нестандартных задумок.

 

Мы погрузились на плот, когда уже стемнело. В черной тьме блестели звезды и клубился туман. Больше природных источников света не было и наш плот с качающимся фонариком на борту стал уютным ночлегом на эту короткую уже довольно прохладную августовскую ночь.

Написав эти сроки о черной ночи, я вернулась к тексту автора. Смотрите насколько мы совпали: "Я проснулся от сильного толчка и посмотрел в иллюминатор. За ним была ночь. Черный пароход стоял посреди черной воды. На черном берегу...на фоне черного неба..."

  

Мы легли спать совсем ненадолго. Мои глаза сами открылись от сна за две минуты до будильника, как это часто бывает, когда ты очень вдохновлен и организм аккумулирует все свои силы на исполнение задуманного. Я вышла из палатки и увидела розовое сияние воздуха. Даже показалось, что откуда-то доносится аромат сахарной ваты, но это были полевые травы. В сочетании с влажным утренним туманом всё происходящее напоминало ванильную сказку. Такой эффект был благодаря высоким облакам, которые окрасились на восходе. Когда солнце выглянуло поверх деревьев, мы заварили кофе и тихо отчалили от берега. Река бережно несла нас, течение было спокойным, что позволило нам насладиться видами и фотографировать прямо с плота, не останавливаясь.

Берег окаймляли нежно-розовые соцветия в форме маленьких зонтиков. В зарослях прятались деревянные лодочки. Плескалась рыба, летали цапли.

В течение нашего путешествия мы были абсолютно свободны в своих намерениях остановиться там, где нам хочется. Мы нашли песчаную отмель, на которой было невероятное количество ракушек от мидий.

Также была остановка у пурпурных зарослей дербенника с тучей жужжащих насекомых. Еще нас заинтересовал один живописный ручей, впадающий в Клязьму. Мы изучили карту и увидели, что вдоль Клязьмы расположена группа озер. Дугами и завитками они кружатся вокруг главной реки Владимирской области.

В.А.Солоухин пишет: "Все отражалось в реке: и лес, и церковка, и дома деревень". Мы тоже проплывали мимо церкви, утонувшей в лесу.

 

В Вязниках солнце шпарило вовсю. Мы причалили к берегу и мне оставалось только выяснить, где именно раньше была пристань. Пока Сергей занимался демонтажом нашего судна, я искала глазами возможные ориентиры. На помощь пришел сотрудник рыбоохраны, он любезно подсказал точное местонахождение. Если идти по улице Заливная, то она четко выведет Вас к этому месту. Там нет никаких обозначений, только еле заметная тропка к водоему. По моим предположениям, именно по ней В.А. Солоухин сошел с парохода Робеспьер и отправился на Соборную площадь города. Автор пишет: "Рядом с обыкновенным деревянным тротуаром был еще устроен тротуар на сваях, высокий и узкий, на случай разлива Клязьмы в весеннее половодье". Так вот он существует до сих пор, в зарослях лопуха.

Было грустно разбирать наш корабль, хотелось продолжения. Но меня ждут другие интересные места Владимирщины, которые посетил В.А.Солоухин в 1956 году, а я делаю это сейчас в 2021-2022 гг.